Главная » Статьи » Публицистика

Арина Гончар. Интервью с Игорем Эпанаевым.
PersonaGrata

ИГОРЬ ЭПАНАЕВ: «СЕЙЧАС ОПУБЛИКОВАТЬСЯ СЛОЖНО».

18 декабря в рамках научного кружка кафедры отечественной филологии и прикладных коммуникаций «Организация и проведение научных исследований в области журналистики, культуры и медиаобразования» состоялась встреча с известным череповецким поэтом Игорем Эпанаевым, любезно рассказавшим о специфике сопровождения и кураторства литературных и рок-музыкальных фестивалей от городского до всероссийского уровня и, разумеется, напоследок почитавшим свои стихи из нового сборника «Я живу в Череповце…». После встречи «Faust» побеседовал с Игорем Владимировичем уже тет-а-тет.

Игорь Владимирович, а почему в свое время Вы выбрали именно филологию?

Больше всего любил писать стихи, любил литературу в школе, любил читать книги. Стихи, которые выучил в восемь лет с родителями, помню до сих пор, даже целые отрывки из поэмы Н.А. Некрасова помню. Могу даже рассказать, если повторить немного. Родители были инженерами, но увлекались литературой. Дома имеется множество книг, которые с трудом доставались тогда. Я даже трети из них не прочитал. Папа от руки переписывал в большие тетрадки стихи поэтов, которые тогда не издавались, студенческие песни, фольклор, оформлял это всё с картинками, вырезками. Очень интересно было всё это читать. И таких тетрадей было множество. Но на филфак (тогда это был ЧГПИ) я поступил не сразу, до этого учился в политехническом институте, правда, всего полгода. Потом понял, что это не моё. В школе (так все родственники вокруг учились в политехе: родители – в уральском, а сестра – в ленинградском) пошёл в физико-математический класс. Литература была хобби, все понемножку сочиняли. Я и предположить не мог, что пойду в педагогический на учителя. Это было как-то странно для парня. Но зато теперь могу гордиться: я ведь – в отличие от многих – по специальности работаю. Путь и не в школе, а в сфере дополнительного образования. В Центре детского творчества я веду курсы «Школу поэзии» и «Основы журналистики и PR», также работаю в Доме знаний. А ещё занимаюсь изданием книг и организацией рок-фестивалей, то есть творчеством по жизни. Первая работа у меня тоже была творческой: педагог по журналистике и замредактора журнала «Нахалёнок». Я бы и на журналистику пошёл в свою время, но её тогда не было у нас. Именно в институте я стал заниматься у Фонбернштейна С.М. В поэзии конкретных учителей не было. В школе педагоги не знали о моём увлечении. Да и не поддержали бы. Я же не писал о любви к родине или природе. В институте на филфаке я встретил понимание среди студентов и преподавателей. Сам М.И. Сидоренко хвалил стихотворение: «Вася крикнул: "Рыбаки, вы такие дураки!" От реки до Киева гнали рыбаки его!». Ну и, конечно, критиковали тоже. Вообще многие стихи, по которым меня знают, я тогда на филфаке и сочинил за несколько секунд: и «Про козла», и «Укуси, меня, цеце!». Сейчас попробуй-ка придумай такое. Тогда легко было. На филфаке тогда начал и в российских журналах печататься («Крокодил», «Вокруг смеха», «Красная Бурда» и другие – от Минска до Новосибирска, от Архангельска до Ставрополя, на «Радио России» даже выступал). Тогда гонорары платили, вот и был профессиональным поэтом. Сейчас опубликоваться сложно, печатаюсь в Санкт-Петербурге больше, в журнале «Костёр», том самом, известном ранее практически всем советским детям.

Когда вы учились на филфаке, случались ли с Вами какие-нибудь забавные истории?

Забавных случаев было очень много, очень было весело. Слухи разные ходили, может, и до сих пор ходят: например, что я учился десять лет или что должен был 100 км пробежать в качестве отработки по физкультуре зимой. Да, учился долго, с академками, переводами, перерывом в три года. И на стадионе бегал, только не 100 км, а меньше гораздо.

Когда вас впервые посетили муза? На что она вас вдохновила?

Муза меня посетила впервые лет в восемь или чуть раньше. Писал стихи про природу, про какие-то забавные случаи, что-то переделывал. Следующий «приход» музы был в классе в восьмом, стал писать в защиту экологии. А потом регулярно с класса десятого на разные темы, в том числе – лирические. Ну, и юмор естественно.

Расскажите о вашем творческом пути?

Путь был долгий. Случался и кризис жанра. Сейчас, чтобы написать стихотворение, нужен серьёзный повод, к сожалению. Были взлёты, овации (кстати, больше всего – на студенческих КВН, когда из-за смеха и аплодисментов я не мог досказать третью и четвертую строки стиха), публикации (раньше это были для меня самые счастливые дни!), гонорары, автографы, на улице узнавали…
Были ли в вашей жизни забавные случаи знакомства с известными писателями, поэтами?
Едем мы как-то в Москве с учениками на Воробьёвы горы поднимаемся, а нам навстречу – Дмитрий Быков с дамой спускается. Я ему кричу: «Дима, это вы? Привет из Череповца», а он уже вдали: «Да, я! Привет!». На фестивале «Молодые авторы вокруг ДЕТГИЗА» в кафе меня угощал пиццей известный детский писатель Андрей Усачёв. Там же я общался с Константином Арбениным из «Зимовья зверей». Совершенно простые люди, без пафоса. Константин мне книг и дисков надарил для череповчан больше, чем я ему.

Как назывался ваш самый первый проект? Чему он был посвящен?

Тогда слово проект не было известно. Первый проект был создан 9 декабря 1994 года. Это был проект-концерт неформальной поэзии «Прыжок выше головы». Сейчас это уже всероссийский рок-фестиваль, провожу его до сих пор. Вот 18 января в «Шторме» планируется. А помогали тогда известные барды Виктор Гагин (сейчас живёт в Германии) и Андрей Широглазов (сейчас – в Москве). Название придумал Владимир Кононов. Выступали там и Алёна Родина, и Виктор Кичкарёв, и различные рок-музыканты. Среди зрителей были и преподаватели, и родители (наверное, первый и последний раз были…).
Расскажите, что собой представляет организация «Союз друзей Слона Джамбо»?
Вот, собственно, в этот день 9 декабря 1994 года и родилась неформальная организация «Союз друзей Слона Джамбо». Мы тогда решили в творчестве противостоять правой группировке неформальных художников и музыкантов «Колонне фюнф» и СДСД придумали специально. Была книга Союза, а в ней – около тысячи подписей членов организации. Была штаб-квартира Союза с полностью оклеенными слонами стенами и другими весёлыми картинками. Ну и, конечно, сама коллекция слонов. Все это есть и сейчас в архиве. Слонами дети играют (у меня их трое).

Расскажите, пожалуйста, поподробнее о газете «Миг-35»?

«МИГ-35» – это «Молодёжная информационная газета», которую выпускают мои ученики-журналисты. Само издание появилось в 2005 году. Сейчас выходят приложения: «Рок-октябрь», «ИМХО» и другие. Есть группа в соцсети «Вконтакте» – «МИГ-35», сайты «Литературный журнал Джамбо» и «Череповец – творческий центр».

У вас планируется новый сборник. Расскажите о нем, пожалуйста. Какие стихи войдут в него?

Сборник у меня ещё не вышел, готовится… уже девять лет. Но выйдет, так как и стихи есть новые, и рисунки к ним, и проект этот запущен. А сборники можно будет найти в «Центре народных ремёсел», в «Арт-галерее», в точках «Питер Пэна», презентации будут…
Каковы ваши дальнейшие творческие планы?
Не знаю, видно будет. Вот сборник издать – это да. А то всё других публикую. А книжка первая «Лирика» до сих пор спросом пользуется.

С Игорем Эпанаевым беседовала
Арина ГОНЧАР, 5 курс,
Газета «Faust» ЧГУ: http://vk.com/faust_chsu
Категория: Публицистика | Добавил: (11.01.2014)
Просмотров: 742 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]